Wednesday, September 25, 2019

КАВКАЗ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ И РЕШЕНИЯ

Кавказ как ключевой регион.

Кавказский регион по своей сложности и противоречисвости является уникальным. На территории, составляющей менее трети территории таких европейских стран, как Франция и Германия, проживает несколько десятков основных наций и более сотни  мелких народностей. Государствообразующими из них являются грузинский, азербайджанский и армянский народы. При этом на Кавказе пересекаются геополитичеакие интересы не только нескольких государств, но и нескольких миров: Севера (Россия), Юга (Турция), Запада (Европа), Востока (Иран). В более широкой перспективе Кавказ является пересечением интересов христианской и исламской цивилизаций, а в глобальном плане – границей между Европой и Азией и кратчайшим мостом между этими регионами. При этом Кавказ имеет выход сразу на два стратегических морских бассейна:
- Черного моря, определяющего взаимосвязанность и безопасность всей Восточной и Центральной Европы, с выходом на Средиземноморье и пересечение границы Евразии и Африки;
- Каспийского моря, влияющего на безопасность и взаимодействие на всём Ближнем и Среднем Востоке.
Геополитические тенденции, определяемые современными сверхдержавами и колоссальный рост уровня научно-технического прогресса, превратившего глобализацию в интерактивныый процесс с вовлечением в него всего населения планеты на уровне отдельного индивидуума, оказывают сильнейшее влияние на ход общественно-политических процессов на Кавказе. В результате, регион оказался в условиях совершенно  новой реальности. Будучи столетиями ареной противоборства исторических соседей, Кавказ сегодня является объектом интересов и влияния всех значительных центров силы. 
Таким образом, несмотря на свои малые размеры, Кавказ вследствие своего геополитического расположения является одним из ключевых регионов Евразии, а по своей противоречивости – одним из самых труднопредсказуемых и нестабильных.
На основе роли и места, которое занимает Кавказ в современном мине, сохранение стабильности в регионе имеет жизненно важное значение не только для региональной, но и международной безопасности.
XXI век будет характеризоваться дальнейшим ростом скорости и масштабов транспортных и информационных потоков; увеличением военно-экономичекого потенциала ведущих держав современного мира соперничеством между ними; появлением новых природных и техногенных вызовов глобального уровня. Все эти процессы будут отображаться на Кавказе, вызывая, в свою очередь, обратную реакцию. С учётом интересов, возможностей и решительностью глобальных игроков, процессы на Кавказе могут стать отправной точкой геополитического противостояния вплоть до его перерастания в горячую фазу.
Таким образом, жизненно важно определить имеющиеся на Кавказе текущие и потенциальные геополитические риски и пути их решения, чтобы предовратить потенциальную региональную, а затем и международную эскалацию.

Кавказ: сущность и характер рисков.

Вся совокупность рисков в регионе может быть разделена на две большие категории: перманентные или исторические риски и временные риски.
К историческим или перманентным рискам Кавказа относятся:
- небольшая площадь и горный рельеф региона, затрудняющие расселение отдельных общностей и создающее потенциальные риски территориальных претензий;
- этническое и конфессиональное мнообразие местного населения, способное стать потенциальной базой столкновения интересов;
- значительная смешанность населения, способная стать катализатором быстрых и масштабных разрушительных процессов;
- историческое влияние могущественных соседей, способное оказать решающее воздействие на возможности региональных сил, а в итоге – на скорость и размах политических процессов;
- природные катаклизмы: высокая сейсмическая активность региона, сложные климатические условия связанная с ними опасность техногенных катастроф.
К временным рискам относятся:
- современный уровень глобализации, определяющий исключительную скорость и плотность транспортных и информационных потоков, с возможностью быстрого и значительного распространения как позитивных, так и негативных тенденций;
- влияние на Кавказ дополнительных геополитических игроков с потенциалом дальнейшего обострения соперничества в регионе;
- современный уровень НТП и связанные с ним технологические риски;
Данные риски являются действующими и влияют на обстановку в различной степени. При этом каждый из рисков может значительно активироваться в результате как внутрирегиональных, так и международных процессов и сам стать катализатором их дальнейшего углубления.
Большая плотность и этно-конфессиональная смешанность населения, относительно небольшая территория Кавказа предопределяют быстротечное развитие и высокий накал любого кризиса с вовлечением в него значительных масс населения, с масштабными и долговременными последствиями.
Следует особо выделить высокий риск перерастания кризиса в конвенциональные и неконвенциональные боевые действия, вовлечением в него региональных и глобальных игроков. Эта тенденция особенно опасна на фоне перспективы размещения в регионе военных контингентов глобальных соперников. При этом на Чёрном море присутствие военного потенциала различных глобальных сил уже является данностью и носит характер «мирного противостояния». Дополнение морских сил сухопутным и воздушным компонентами ещё больше осложнит баланс сил в регионе и потребует более тщательного механизма управления ими.
Эскалация любых форм вооружённой борьбы вследствие небольшой географичской площади и густонаселенности региона, а также скорости и разрушительной мощи современного оружия неизбежно приведёт к крайней ожесточённости боевых действий с исключительно высокими потерями среди гражданского населения и катастрофическими разрушениями социальной и экономической инфраструктуры. Более того, даже минимальный внутрирегиональный конфликт необходимо предполагает прямое или косвенное участие глобальных игроков, что чревато столкновением уже между ними и выходом вооружённого противостояния на международную арену.

Управление рисками.

Анализ исторических/перманентных рисков однозначно показывает, что их значительное изменение или ликвидация возможны только в случае военно-политической, природной  или техногенной катастрофы. Каждый из перманентных рисков обусловлен противоречивой географической, этнографической и исторической спецификой региона и проистекает из самой сущности Кавказа, как уникального социума. Можно с уверенностью констатировать, что наличие этих противоречий является неотъемлемой частью региональной среды и ликвидация  данных рисков означает ликвидацию самого Кавказа.
В то же время временные риски являются продуктом современной эпохи и, несмотря на преходящий характер, несут в себе потенциал не менее, а иногда и более разрушительный, чем риски перманентные.
Таким образом, эффективное управление рисками является важнейшим фактором обеспечения региональной, а на основе её и международной стабильности.

Управление историческими/перманентными рисками.
1. Первым и важнейшим условием управления историческими рисками на Кавказе является создание прочной и всеобъемлющей системы региональной безопасности с привлечением международных политических институтов и сверхдержав, имеющих свои геополитические интересы в регионе. Основой данной системы безопасности должна явиться региональная регулирующая организация, в которой будут представлены  интересы всех региональных государственных и национальных субъектов. Данная организация может носить характер военно-политического блока, отвечающего за внутреннюю и внешнюю безопасность региона в условиях мирного и военного времени. В настоящее время эта возможность серьёзно ограничена вследствие вялотекущего военного конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха и конфликтами во внутренних анклавах Грузии.  Однако, даже самая сложная ситуация не исключает успешного сотрудничества при наличии соотвествующей воли всех участвующих сторон.
2. Внутрирегиональная экономическая интеграция и формирование регионального рынка как основы для обеспечения экономической безопасности в условиях глобальной экономической коньюнктуры. Экономический потенциал трех кавказских государств предоставляет такую возможность.
3. Создание общего единого финансового резерва с равной долей уастия каждой стороны и четко регламентированным порядком расходования средств. Эта структура значительно облегчит финансовое обеспечение незапланированных расходов, вызванных кризисными обстоятельствами.
4. Выработка единой концепции региональной безопасности на основе учёта интересов всех этнических и конфессиональных групп, согласованного разрешения взаимных территориальных и исторических претензий.
5. Широкое сотрудничество во сферах гражданского общества с вовлечением в него широких масс населения всех государственных и национальных субъектов.

Данные шаги не гарантируют абсолютную защиту от возможных обострений, но они позволяют минимизировать негативные результаты любого из них за счёт эффективного механизма управления кризисом.

Наиболее серьёзные проблемы в управлении перманентными рисками создают:
- исторически складывавшиеся внутрирегиональные противоречия территориального, национального, конфессионального, демографического и культурно-идеологического характера;
- современные внутрирегиональные противоречия, обусловленные распадом мировой коммунистической системы и формированием новой геополитической реальности на рубеже XX-XXI веков;
- интересы и влияние глобальных соперников, рассматривающих Кавказ как арену противостояния.
Как видим, ключ к управлению перманентными рисками в значительной степени лежит в управлении/контроле над временными рисками.

Управление/контроль над временными рисками.

Сложность управления временными рисками определяется:
- высоким динамизмом текущих процессов;
- постоянно обновляющейся средой и условиями, требующими регулярного поиска новых решений и задействования новых ресурсов;
- перспективой возникновения всё более сложных вызовов в будущем, увеличения их скорости и размаха;
- несоизмеримым геополитическим превосходством присуствующих в регионе глобальных игроков.
В этих условиях управление рисками должно строиться на глубоком анализе интересов и  возможностей всех вовлечённых сторон; тщательной оценке сложившейся среды обитания и прогнозировании её будущих изменений; гибком реагировании на меняющуюся международную обстаронвку и планировании долгосрочной стратегии.

Важнейшими шагами в управления временными рисками являются:
- выработка гибкой и адекватной политики, точно и вовремя реагирующей на стремительный ход научно-технического прогресса; анализ его позитивных и негативных сторон с активным внедрением первой и нивелированием второй.
- выработка эффективной стратегии сохранения национально-культурной идентичности в условиях гигантской волны глобализации и формирование эффективного механизма противодействия распространению её негативных сторон: эпидемии, наркотрафик и т.д.
- учёт интересов присутствующих в регионе глобальных игроков и выработка консенсуса. На основе анализа исторического прошлого и современных тенденций необходимо провести самое тщательное исследование их кратко- и долгосрочных целей, средств и методов влияния; совместимости с ключевыми интересами региона.
Следует отметить, что взаимодействие с глобальными игроками в регионе является наиболее сложной задачей управления всеми видами рисков и невозможно без задействования международных организаций. Авторитет и влияние таких международных институтов как ООН, ЕС, НАТО способно обеспечить эффективный контроль над рисками, так как предполагает задействование гораздо больших ресурсов, чем всех региональных в совокупности.

Кавказ в системе международных отношений: роль и перспективы региональной безопасности.

В свете современной всеобъемлющей глобализации Кавказ првратился в один из наиболее взрывопасных регионов, с потенциалом глобальной дестабилизации. Особенно усиливается эта тенденция примыканием региона к Черноморскому бассейну. Всё это определяет расположение кавказа на границе цивилизаций. При этом Закавказье рассматривается как часть Европы, однако регион, проходящий по его северной границе – Северный Кавказ таковым не считается. Таким образом даже на уровне международного права и политической концепции статус Кавказа остаётся неопределённым. Соотвественно, не может считаться определённой и основная цивилизационная тенденция развития Кавказа . Всё это наблюдается при наличии чётко очерченного прозападного курса Грузии и относительно самостоятельного курса Армении и Азербайджана. При этом Армения ориентируется на Россию, хотя там и проявилась линия на сближение с Европой, а Азербайджан твердо придерживается курса на сближение с Турцией, и только через её цивилизационное пространство готово контактировать как с Европо, так и со всем миром. При этом каждая из трёх стран придерживается соврешенно различных конфессиональных традиций. Грузия и Армения, будучи христианскими странами, разделены на Православие и григорианскую веру, а Азербайджан является исламским государством. Ситуацию усугубляют мусульманские регионы Северного Кавказа, входящие в состав России.
Всё это неизбежно определяет синтез региональных и международных процессов, зачастую несоотвествующих сложной специфике региона и способных обострить веками вызревавшие противоречия.
Всё это требует самого пристального внимания к Кавказу со стороны международного сообщества, крайне острожного и взвешенного подхода со стороны Европы и НАТО, многоуровневого системного анализа развивающихся в регионе процессов.
Следует признать очевидным, что соперничество сверхдержав на Кавказе не может проходить в таких формах и такими средствами, как в лругих регионах планеты.
Это определяется следующими факторами:
1.       Регион прямо граничит с Россией на Севере и с Турцией на юге. Любая дестабилизация, а тем более вооружённая эскалация в силу стечения обстоятельств могут быть перенесены на территории этих государств, что вызовет их немедленный и полномасштабный ответ.
2.       Регион прямо примыкает к Чёрному морю, которое может превратиться в арену вооружённого противостояния. При этом дестабилизация может распространиться не только на Украину, но и на страны Восточной Европы: Румынию, Болгарию.В настоящее время иностранное военное присутствие в Черном море регулируется конвенцией Монтре, которая является надёжной гарантией сохранения стабильности. Однако, данная конвенция распространяется только на морскую акваторию.
3.       Регион является кратчайшим связующим коридором между Европой и Азией, что определяет его исключительное место в сети международных транспортных коммуникаций. С течением времени его значение только возрастёт. Любая дестабилизация поставит под удар международные транспортные потоки, что объективно чревато перерастанием в вооружённый конфликт.
Эти объективные факторы однозначно свидетельствуют о необходимости выработки в отношении Кавказа совершенно особой политики и её закрепления в соотвествующих международных договорах и на уровне ООН.
Основными контурами такой политики могут быть признаны следующие:
- присвоение Кавказу особого статуса нейтрального субъекта международного права, на территории которого запрещено или строго лимитировано иностранное военное присутствие. Это предотвратит сближение вооружённых сил геополитических соперников, что позволит избежать непредвиденных военных эксцессов, с дальнейшей эскалацией;
- создание на уровне ООН особого регулирующего органа, который будет фокусирован именно на Кавказе и оперативно реагировать на текущие процессы;
- заключение многостороннего договора о безопасности между странами, расположенными на Кавказе, либо примыкающих к нему, включая страны Черноморского бассейна.
Важно осознать значение этого небольшого региона в системе международной безопасности, определяемое его геополитическим расположением. Кавказ может стать как источником стабильности и процветания на региональном и международном уровне, так и источником дестабилизации и глобального военного столкновения.

No comments:

Post a Comment

ყარაბაღის ომი 2020

  ·          პრეამბულა. 2020 წლის 27 სექტემბრიდან მთიან ყარაბაღში, რომელიც წარმოადგენს აზერბაიჯანსა და სომხეთს შორის ტერიტორიული კუთვნილ...